Сметное сопровождение

В обыденной жизни повышение цен на продукты — ситуация хоть и малоприятная, но уже привычная. Куда большее недовольство появляется, когда на кассе цена в чеке сильно отличается от той, что была на полке с товаром. Несмотря на наличие мелкого шрифта и иных деталей, спор может превратиться в скандал: вы испортите настроение и себе, и кассиру, и, вероятно, администратору.

Смета — это по сути тот же ценник, в соответствии с которым покупатель (заказчик) соглашается купить у продавца (подрядчика) товар (построенный объект). Чтобы не доводить дело до скандала (суда) и не рвать на себе волосы за собственную же невнимательность, строительные ценники (сметы) рекомендуется всегда перепроверять перед заключением договора с подрядчиком, ибо последний как профессиональный кассир всегда найдет свободное место, куда впишет мелким шрифтом свою выгоду.

Вместе со штатом квалифицированных специалистов-сметчиков «Лаату» мы проконтролируем стоимость материалов и оборудования на вашей стройке, проверим (или составим) сметы, а также проверим акты выполненных работ (формы КС-2) и справки о стоимости выполненных работ и затрат (формы КС-3).

Проверка и составление смет

Сметное дело – это процесс формирования цены строительной продукции на основе проекта, сметных норм, цен, расценок и других данных.

Порядок определения цены работ по договору подряда установлен статьей 709 Гражданского кодекса РФ, предусматривающей, что цена в договоре подряда включает компенсацию издержек подрядчика и причитающееся ему вознаграждение. Также в пункте 3 этой статьи сказано, что цена работы может быть определена путем составления сметы и в случае, когда работа выполняется в соответствии со сметой, составленной подрядчиком, смета приобретает силу и становится частью договора подряда с момента подтверждения ее заказчиком.

Определение стоимости строительной продукции регламентируется Методикой определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 4 августа 2020 г. № 421/пр. Под сметной стоимостью понимается сумма денежных средств, необходимых для осуществления строительства в соответствии с проектными материалами. Сметная стоимость является основой для определения:

  • размера капитальных вложений,
  • финансирования строительства,
  • формирования договорных цен на строительную продукцию,
  • расчетов за выполненные строительно-монтажные, ремонтно-строительные и другие работы,
  • расходов по приобретению оборудования и доставке его на стройки,
  • других затрат, предусмотренных сводным сметным расчетом.

Современная методическая и сметно-нормативная база позволяет довольно точно определять стоимость строительства на всех стадиях разработки предпроектной и проектно-сметной документации. При этом государственные методические указания, сметные нормы и расценки (МДС, ГЭCH, ФЕР, ТЕР) при внебюджетном финансировании носят рекомендательный характер. Однако, независимо от источника финансирования, сметы следует составлять грамотно и обоснованно, с соблюдением общих строительных норм, правил и стандартов, в том числе сметных. Инженеры-сметчики должны хорошо разбираться в технологии работ, для которых составляется смета, или иметь возможность проконсультироваться у соответствующего специалиста.

Сметы разрабатываются с целью определения средств, необходимых для нового строительства, ремонта или реконструкции. В зависимости от этапа развития проекта сметы готовятся для:

  • проведения тендера,
  • эскизного проекта,
  • рабочего проекта.

Сметная стоимость обычно находится на пересечении интересов заказчика и подрядчика. Экономический интерес заказчика состоит в минимизации сметной стоимости, а подрядчика, наоборот, в максимально возможном увеличении этой стоимости. Компромиссное решение достигается обычно одним из трех способов:

  • Постатейным обсуждением сметы с учетом выдвигаемых сторонами доводов и обосновывающих материалов. Смета в этом случае является открытым и согласованным сторонами документом. Решающий голос в таких обсуждениях обыкновенно принадлежит заказчику.
  • На конкурсной основе — заказчик выбирает наиболее привлекательное предложение с учетом заявленной стоимости и репутации подрядчика. Смета в этом случае является закрытым документом, предназначенным для определения позиций участников торгов.
  • Решение о стоимости проекта принимается на политическом уровне, а на смету возлагается задача формального обоснования. В этом случае искусство сметчика выражается в грамотной подгонке итога сметы под заданную стоимость.

При расчете смет используются следующие основные методы:

  • базисно-индексный;
  • ресурсно-индексный;
  • ресурсный;
  • аналоговый.

Базисно-индексный метод представляет собой калькулирование стоимости работ путем определения ее цены в базисном уровне цен и пересчета в текущий (прогнозный) уровень цен с использованием системы текущих (прогнозных) индексов.

Ресурсный метод — калькулирование в текущих (прогнозных) ценах ресурсов, необходимых для реализации проектных решений, на основе выраженной в натуральных измерителях потребности в материалах, изделиях, конструкциях, строительных машинах и механизмах, затратах труда рабочих.

Ресурсно-индексный метод — калькулирование стоимости работ на основе сочетания базисно-индексного и ресурсного методов.

Аналоговый метод — калькулирование стоимости работ путем индексирования и применения расчетных коэффициентов к ранее составленным сметным расчетам (по объектам-аналогам).

Сметная документация составляется в определенной последовательности, переходя от мелких к более крупным элементам строительства, представляющим собой:

  • вид работ (затрат),
  • объект,
  • пусковой комплекс,
  • очередь строительства,
  • строительство (стройка) в целом.

Сметы могут быть нескольких видов:

  • локальный сметный расчет (смета),
  • локальная смета,
  • объектный сметный расчет,
  • объектная смета,
  • сметные расчеты на отдельные виды затрат,
  • сводный сметный расчет.

Локальные сметы являются первичными сметными документами и составляются на отдельные виды работ и затрат по зданиям и сооружениям или общеплощадочным работам на основе объемов, определившихся при разработке рабочей документации (РД).

Локальные сметные расчеты составляются в случаях, когда объемы работ и размеры затрат окончательно не определены и подлежат уточнению на основе РД, или в случаях, когда объемы работ, характер и методы их выполнения не могут быть достаточно точно определены при проектировании и уточняются в процессе строительства.

Объектные сметы объединяют в своем составе данные из локальных смет и являются сметными документами, на основе которых формируются договорные цены на объекты. В объектной смете сводится информация из нескольких локальных смет.

Объектные сметные расчеты объединяют в своем составе данные из локальных смет на объект в целом, при этом данные их расчетов подлежат уточнению, как правило, на основе РД.

Сметные расчеты на отдельные виды затрат составляются в тех случаях, когда требуется определить, как правило в целом по стройке, лимит средств, необходимых для возмещения тех затрат, которые не учтены сметными нормативами (например: компенсация в связи с изъятием земель под застройку, расходы, связанные с применением льгот и доплат, установленных решениями органов государственной власти и т. д.).

Сводный сметный расчет стоимости строительства составляется на группу строек, стройку, очередь, пусковой комплекс или объект, и сводит информацию из объектных сметных расчетов, локальных сметных расчетов и сметных расчетов на отдельные виды затрат.

Сметные нормативы подразделяются на следующие виды:

  • государственные сметные нормативы — ГСН;
  • отраслевые сметные нормативы — ОСН;
  • территориальные сметные нормативы — ТСН;
  • фирменные сметные нормативы — ФСН;
  • индивидуальные сметные нормативы — ИСН.

Все эти сметные нормативы образуют систему ценообразования и сметного нормирования в строительстве.

К государственным сметным нормативам относятся сметные нормативы, входящие в состав подгрупп 81, 82 и 83 группы 8 «Нормативные документы по экономике».

К отраслевым сметным нормативам относятся сметные нормативы, введенные для строительства, осуществляемого в пределах соответствующей отрасли.

К территориальным сметным нормативам относятся сметные нормативы, введенные для строительства, осуществляемого на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Территориальные сметные нормативы предназначены для организаций, осуществляющих строительство или капитальный ремонт на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, независимо от их ведомственной подчиненности и источников финансирования исполняемых работ.

К фирменным сметным нормативам или собственной нормативной базе пользователя относятся сметные нормативы, учитывающие реальные условия деятельности конкретной организации — производителя работ. Как правило, эта нормативная база основывается на нормативах государственного, отраслевого или территориального уровня с учетом особенностей и специализации подрядной организации.

В случае отсутствия в действующих сборниках сметных норм и расценок отдельных нормативов по предусматриваемым в проекте технологиям работ допускается разработка соответствующих индивидуальных сметных норм и единичных расценок, которые утверждаются заказчиком (инвестором) в составе проекта. Индивидуальные сметные нормы и расценки разрабатываются с учетом конкретных условий производства работ со всеми усложняющими факторами.

Также сметные нормативы подразделяются на элементные и укрупненные.

К элементным сметным нормативам относятся государственные элементные сметные нормы (ГЭСН) и индивидуальные элементные сметные нормы, а также нормы по видам работ.

К укрупненным сметным нормативам относятся:

  1. сметные нормативы, выраженные в процентах, в том числе:
    • нормативы накладных расходов;
    • нормативы сметной прибыли;
    • сметные нормы дополнительных затрат при производстве строительно-монтажных работ в зимнее время;
    • сметные нормы затрат на строительство временных зданий и сооружений;
    • индексы изменения стоимости строительно-монтажных и проектно-изыскательских работ, устанавливаемые к базовому уровню цен;
    • нормативы затрат на содержание службы заказчика (технического надзора);
  2. укрупненные сметные нормативы и показатели, в том числе:
    • укрупненные показатели базисной стоимости строительства (УПБС);
    • укрупненные показатели базисной стоимости по видам работ (УПБС ВР);
    • сборники показателей стоимости на виды работ (сборники ПВР);
    • укрупненные ресурсные нормативы (УРН) и укрупненные показатели ресурсов (УПР) по отдельным видам строительства;
    • укрупненные показатели сметной стоимости (УПСС);
    • прейскуранты на потребительскую единицу строительной продукции (ППЕ);
    • прейскуранты на строительство зданий и сооружений;
    • сметные нормы затрат на оборудование и инвентарь общественных и административных зданий (НИАЗ);
    • сметные нормы затрат на инструмент и инвентарь производственных зданий (НИПЗ);
  3. показатели по объектам аналогам;
  4. другие нормативы.

С целью достижения повышения точности сметных расчетов при составлении сметной документации на основе укрупненных сметных нормативов возможно применение поправок, учитывающих:

  • изменения технического уровня и социального прогресса за период от времени окончания строительства объекта-аналога до времени проектирования и строительства нового объекта;
  • нестандартные инженерно-геологические условия, влияющие на проектные решения по основаниям и фундаментам зданий сооружений;
  • региональные колебания цен на материально-технические ресурсы;
  • различия в архитектурно-планировочных и конструктивных решениях;
  • иные факторы.

Как видно из этого краткого описания сметных норм, чтобы правильно составить сметный расчет инженер-сметчик должен обладать большим объемом знаний и уметь использовать современные сметные программы.

Контроль стоимости материалов и оборудования

Контроль стоимости материалов и оборудования

Когда подрядчик составляет сметный расчет с применением фирменных или индивидуальных сметных расценок, у заказчика возникает закономерное желание проверить полученный от подрядчика расчет. Такой сметный расчет можно проверить несколькими способами:

  • составить сметный расчет, основываясь на государственных элементных сметных нормах (ГЭСН) или территориальных единичных расценках (ТЕР);
  • запросить коммерческие предложения у других подрядчиков;
  • сравнить расценки подрядчика со средними расценками на подобные работы в регионе.

Наши заказчики нередко обращаются к нам с просьбой проверить сметные расчеты подрядчиков. В ходе таких проверок наши инженеры находят как завышенные расценки, так и неучтенные подрядчиками виды работ. Оба этих фактора негативно сказываются на ходе строительства и отношениях между заказчиком и подрядчиком. В случае необоснованного завышения расценок заказчик чувствует себя обманутым. А неучтенные работы все равно придется выполнять, но поскольку они не были учтены при планировании бюджета строительства, потребуется дополнительное согласование, и возникнут незапланированные расходы.

Чтобы избежать подобных проблем лучше обратиться к грамотным инженерам-сметчикам на этапе согласования договорной стоимости строительно-монтажных работ, и обсудить все спорные моменты до подписания договора подряда, как говорится, на берегу.

Проверка и составление форм КС-2 и КС-3

Формы № КС-2 «Акт о приемке выполненных работ» и № КС-3 «Справка о стоимости выполненных работ и затрат» утверждены Постановлением Госкомстата России от 11.11.1999 N 100 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работ в капитальном строительстве и ремонтно-строительных работ».

Эти формы введены в действие с 01.01.2000, а с 01.01.2013 они не являются обязательными к применению, однако используются по сей день при строительстве объектов, финансируемых как из государственного бюджета, так и из средств коммерческих организаций. Они позволяют перечислить произведенные строительно-монтажные и другие виды работ, а также сроки их проведения и стоимость.

Форма № КС-2

Акт о приемке выполненных работ (форма N КС-2) применяется для приемки выполненных подрядных строительно-монтажных работ производственного, жилищного, гражданского и других назначений. Акт составляется на основании данных журнала учета выполненных работ (форма № КС-6а) в необходимом количестве экземпляров. Акт подписывается уполномоченными представителями сторон, имеющих право подписи (производителя работ и заказчика (генподрядчика)).

Форму акта о приемке выполненных работ (форма N КС-2), подготовленную с использованием системы КонсультантПлюс, вы можете скачать по этой ссылке.

Форма № КС-3

На основании данных акта о приемке выполненных работ заполняется cправка о стоимости выполненных работ и затрат (форма N КС-3, далее – Справка), которая применяется для расчетов с заказчиком за выполненные работы. Справка составляется в необходимом количестве экземпляров. Один экземпляр — для подрядчика, второй — для заказчика (застройщика, генподрядчика). В адрес финансирующего банка и инвестора Справка представляется только по их требованию.

Форму Справки, подготовленную с использованием системы КонсультантПлюс, вы можете скачать по этой ссылке.

Выполненные работы и затраты в Справке отражаются исходя из договорной стоимости.

Справка по форме N КС-3 составляется на выполненные в отчетном периоде строительные и монтажные работы, работы по капитальному ремонту зданий и сооружений, другие подрядные работы и представляется субподрядчиком генподрядчику, а генподрядчиком заказчику (застройщику).

В стоимость выполненных работ и затрат включается стоимость строительно-монтажных работ, предусмотренных сметой, а также прочие затраты, не включаемые в единичные расценки на строительные работы и в ценники на монтажные работы (рост стоимости материалов, заработной платы, тарифов, расходов на эксплуатацию машин и механизмов, дополнительные затраты при производстве работ в зимнее время, средства на выплату надбавок за подвижной и разъездной характер работы, надбавки за работу на Крайнем Севере и в приравненных к нему районах, изменение условий организации строительства и т.п.).

В графе 4 стоимость работ и затрат указывается нарастающим итогом с начала выполнения работ, включая отчетный период.

В графе 5 стоимость работ и затрат указывается нарастающим итогом с начала года, включая отчетный период.

В графе 6 выделяются данные за отчетный период.

Данные приводятся в целом по стройке, с выделением данных по каждому входящему в ее состав объекту (пусковому комплексу, этапу).

В Справке по требованию заказчика или инвестора приводятся данные по видам оборудования, относящегося к стройке (пусковому комплексу, этапу), к монтажу которого приступили в отчетном периоде. При этом в графе 2 указываются наименование и модель оборудования, а в графах 4, 5, 6 — данные о выполненных монтажных работах.

По строке «Итого» отражается итоговая сумма работ и затрат без учета НДС.

Отдельной строкой указывается сумма НДС.

По строке «Всего» указывается стоимость выполненных работ и затрат с учетом НДС.

Перед подписанием форм КС-2 и КС-3 заказчику необходимо сверить указанные в них данные со сметой и с фактическими объемами. При этом в акте по форме КС-2 могут отражаются все замечания, которые заказчик предъявляет подрядчику по ненадлежащим качеству, объемам или срокам.